• (499) 391-33-80
  • (495) 740-85-84
  • (495) 988-76-73
vtb-audit@yandex.ru

Специальное предложение!

фиксированная цена
на обязательный аудит
ООО без учета обособленных
подразделений/ филиалов


Для определения более конкретной стоимости на наши услуги просим Вас заполнить Опросный лист и отправить нам на электронную почту

форма Опросного листа

ООО «Аудиторская фирма «ДТБ-Аудит» является членом Саморегулируемой организации НП «Московская Аудиторская Палата» с 1 февраля 2008 г., что подтверждено Свидетельством.

В июне 2012г., а ранее и в апреле 2009г. ООО «Аудиторская фирма «ВТБ-Аудит» прошло проверку качества аудита, что было подтверждено соответствующим Свидетельством НП «Московская Аудиторская Палата» от 01.07.09 г. ООО «Аудиторская фирма «ВТБ-Аудит» была получена лицензия № Е008503 от 17.09.2007 г. сроком на 5 лет на осуществление аудиторской деятельности.

Для определения конкретной стоимости услуг просим уточнять стоимость по тел. (499) 391-33-80, (495) 740-85-84 или эл. почте

Внутренний аудит

Внутренний аудит представляет собой организованную на предприятии в интересах его собственников систему контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля организации. В систему внутреннего аудита организации включаются назначаемые собственниками организации ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов, деятельность которых регламентирована распорядительными документами самой организации.

Аудиторскими правилам (стандартами) определено: внутренний аудит — это контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита, функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля (п. 3 Правила N 29  «Рассмотрение работы внутреннего аудита», утв. Постановлением правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»).

Кто проводит

Как уже понятно из определения, собственная служба аудита организации, является подразделением организации, следовательно, деятельность такого подразделения независимо от степени его самостоятельности и объективности не может достичь той степени независимости, которая требуется от внешнего аудитора при выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Роль службы собственного аудита оргнизации определяется ее руководством. В зависимости от размера организации и требований руководства собственная служба аудита может быть представлена как одним сотрудником, так и множеством подразделений.

Эффективность деятельности собственной службы контроля определяется следующими критериями (п. 14 Правила N 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», утв. Постановлением правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»):

— конкретный статус собственной службы контроля в структуре организации и влияние этого статуса на способность такой службы быть объективной. В идеальной ситуации служба собственного контроля отчитывается перед высшим руководством организации и освобождена от другой управленческой подотчетности. На практике чаще всего служба собственного контроля подотчетна президенту, генеральному или финансовому директору и лишь в редких случаях — совету директоров;

— объем функций, то есть характер и объем поручений, выполняемых службой собственного контоля организации. Обязанность по составлению плана-графика проверок, определению состава проверяющих, подготовке итогового заключения, отчетов, в том числе и о проделанной работе, составлению методических материалов, проведению разъяснительных семинаров возлагается на руководителя службы собственного контроля. Конкретный перечень обязанностей, статус, структура службы и другие особенности устанавливаются самостоятельно разработанным положением о службе собственного контроля организации;

— профессиональная компетентность. Специалисты (аудиторы) службы собственного контроля должны иметь соответствующее образование, навыки и опыт. Если служба собственного контроля включает в себя множество подразделений, то в ней, как правило, имеются экономисты, юристы, бухгалтеры, если обусловлено спецификой деятельности организации — эксперты и специалисты в различных областях: оценщики, инженеры, геологи, логисты, программисты и т.д.;

— должная профессиональная добросовестность (надлежащим ли образом собственный контроль планируется, контролируется и оформляется документально, наличие адекватных аудиторских пособий, рабочих программ и рабочих документов).

Задачи и цели

Цели внутреннего контроля в каждом случае различны и зависят от размера и структуры самой организации и требований ее руководства. Обычно функции службы внутреннего контроля включают один или несколько следующих элементов:

а) мониторинг эффективности процедур собственного контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и собственного контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу собственного контроля обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию);

б) исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур);

в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля организации;

г) контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

Задачи системы собственного контроля, как правило, включают в себя:

  • проверку систем бухгалтерского учета и собственного контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
  • специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
  • проверку учета затрат на производство, полноты и правильности отражения выручки от реализации продукции, работ (услуг), а также формирования финансовых результатов экономического субъекта и его филиалов;
  • регулярный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и его филиалов;
  • контроль своевременности и полноты отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
  • контроль за расчетно-платежной дисциплиной;
  • контроль за своевременностью расчетов с бюджетом разных уровней и внебюджетными фондами;
  • проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников организации;
  • проверки деятельности различных звеньев управления;
  • оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных процедур в филиалах, структурных подразделениях организации;
  • проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества организации;
  • работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры собственного контроля;
  • оценку используемого организацией программного обеспечения;
  • консультирование персонала организации и его филиалов по всем аспектам, входящим в компетенцию службы собственного контроля;
  • оценку степени эффективности систем бухгалтерского учета и системы собственного контроля организации и ее филиалов;
  • контроль за соблюдением экономической и учетной политики организации и обеспечение эффективности ее финансово-хозяйственной деятельности;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности организации и ее филиалов;
  • оценку экономической безопасности организации;
  • оценку инвестиционных и иных экономических проектов организации;
  • выявление и мобилизацию имеющихся резервов ограниченных ресурсов;
  • научные разработки и подготовку методических рекомендаций и пособий по бухгалтерскому учету для внутреннего пользования сотрудниками организации;
  • компьютеризацию бухгалтерского учета, подготовки и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, расчетов по налогообложению, финансовому и экономическому анализу;
  • контроль исполнения решений по устранению выявленных искажений и иных недостатков;
  • оценку степени надежности информации, предоставляемой системе управления;
  • выявление или предотвращение и контроль за исправлением искажений в учетной информации вследствие непреднамеренных ошибок и злоупотреблений;
  • организацию служебных расследований по различным чрезвычайным происшествиям и обстоятельствам;
  • взаимодействие при необходимости с внешними аудиторами, представителями налоговых и иных контролирующих органов;
  • разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления организации.

Расходы на проведение собственного контроля и содержание службы собственного контроля организации

Налоговый кодекс РФ разрешает признавать расходы на аудиторские услуги в составе прочих расходов (пп. 17 п. 1 ст. 264), следует сразу оговориться, что это касается только внешнего аудита (обязательного и инициативного). Расходы на проведение внутреннего аудита и содержание службы собственного контроля также могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 23 мая2005 г. N 03-03-01-04/1/281). Так, расходы на выплату заработной платы сотрудникам службы собственного контроля будут признаваться в составе расходов на оплату труда по ст. 255 НК РФ.

Если организация согласно ст. 5 Федерального закона от 30 декабря2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» подлежит обязательной аудиторской проверке, то даже при наличии собственной службы внутреннего контроля она должна будет привлекать аудиторские фирмы для проведения обязательного аудита.

Организация службы внутреннего аудита

Возможны три варианта:

  • создание собственной службы;
  • привлечение специалистов из головного офиса холдинговых компаний, если в холдинге уже создана служба собственного контроля;
  • приглашение внешних специалистов.

Каждый из названных вариантов применяется в зависимости от подходов к организации функции собственного контроля. За счет правильно организованной работы службы собственного контроля можно существенно снизить затраты на аудит внешний, ведь внешний аудитор основывает свое независимое мнение о финансовой отчетности компании в том числе и на понимании состояния системы собственного контроля компании. Если у компании есть внутренний аудитор, то внешний аудитор в некоторой части своих выводов может полагаться на работу такого специалиста. В результате, специалист внутреннего контроля может уменьшить время на проведение работ по внешнему аудиту и, соответственно, затраты компании на их выполнение.

Факторы, определяющие необходимость системы собственного контроля:

  • расширение компании посредством выхода на новые рынки, осуществление новых видов деятельности, увеличение объема операций, слияние группы компаний, разветвленная сеть филиалов и подразделений компании в том числе и территориальная удаленность, рост ассортимента продукции и др.;
  • привлечение для расширения деятельности внешнего капитала;
  • ведение электронного или телекоммуникационного бизнеса;
  • сложность деловой обстановки и требований законодательства.

 

На практике деятельность службы собственного контроля может быть организована следующим образом:

  • Собственный контроль направлен на создание и поддержание надежной и эффективной системы службы собственного контроля в компании и выявление и уменьшение разного рода рисков. В этом случае службу собственного контроля возглавляет, как правило, директор, который отчитывается перед генеральным директором, президентом, собранием учредителей, советом директоров или правлением компании и аудиторским комитетом. В некоторых случаях руководитель службы собственного контроля может занимать позицию заместителя генерального директора, вице-президента, а система собственного контроля быть такой же корпоративной функцией, как, например, финансы или маркетинг. При таком подходе собственный контроль организационно независим от функционального руководства компании.
  • Собственный контроль направлен на проверку финансовой отчетности, бухгалтерских процедур и сохранности активов компании. При этом отдел собственного контроля является подразделением финансового отдела, а менеджер по собственному контролю подчинен финансовому директору компании или подразделения.
  • Руководство компании может поручить специалистам собственного контроля выполнение временных или постоянных обязанностей, не связанных с собственным контролем: например, поддержка бухгалтерского отдела в период отпусков, анализ инвестиционного проекта, проведение сверок. Если внутренний аудитор будет впоследствии проводить аудит данной области, то его объективность подвергается риску.

Соответственно, в первом случае система собственного контроля является глазами и ушами высшего руководства компании, во втором — глазами и ушами финансового руководства компании, в третьем — временная структура для выполнения строго определенных задач.

Немного из истории развития системы собственного контроля:

Некоторые типы собственного контроля существовали еще в Римской империи, Египте, Греции и некоторых других древних государствах. Определенная форма собственного контроля существовала и в Средние века, например, в феодальных поместьях Англии, где лорд выполнял функции аудитора. Интересно отметить, что эти ранние формы аудита во многом охватывали те же функции, что и современный внутренний аудит: проверка правильности данных бухгалтерского учета и оценка правомерности операций, отраженных в учете. Акцент же делался на улучшении управленческого контроля за деятельностью организации.

Непосредственно понятие «внутренний контроль» сформировалось еще в XVIII в. Первые специалисты внутреннего контроля появились в конце XIX в. в крупных компаниях, бизнес которых был особенно подвержен угрозе злоупотреблений (этому могли способствовать большой объем деловых операций, множество сложных контрактов с поставщиками и потребителями, территориальное рассредоточение и т.д.). Неудивительно, что первыми компаниями, прибегнувшими к системе собственного контроля, считаются железнодорожные компании, в которых уже в конце XIX в. она была широко распространен.

Одной из самых ранних инструкций по собственному контролю считается документ, принятый в 1875 г. немецким металлургическим концерном «Крупп». В нем указано, что аудиторы должны определить, точно ли соблюдаются законы, контракты, инструкции и процедуры, соответствуют ли все деловые операции установленным нормам и правилам и насколько успешно они проводятся. В связи с этим аудиторы обязаны внести предложения по расширению имеющихся возможностей и улучшению действующих процедур, подвергнуть критическому анализу заключенные договоры и т.п.

Система по контролю за деятельностью предприятия сложилась к началу XX в. в виде совокупности трех элементов: разделения полномочий, ротации персонала, использования и анализа учетных записей. Впервые контроль как функцию управления выделил теоретик и практик менеджмента Анри Файоль. В1914 г. он обосновал концепцию непрерывности управленческого процесса, характеризующегося взаимосвязанными функциями.

Позже функции собственного контроля расширились, преобразовавшись в организацию и координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов, проверку надежности учетной информации, повышение эффективности операций, следование предписанной политике и процедурам компании. Таким образом, новые функции вывели понятие «собственный контроль» за рамки круга вопросов, относящихся к обычному бухгалтерскому учету.

Растущая роль системы собственного контроля для бизнеса стала главной причиной создания в США в1941 г. института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors) — профессиональной ассоциации внутренних аудиторов, работающих как в частном, так и в государственном секторах в целях развития и популяризации профессии специалиста собственного контроля и выработки стандартов профессиональной деятельности. В настоящее время насчитывает свыше 170 тыс. аудиторов из более 165 стран мира

В 1947 г. издается Положение об обязанностях внутреннего аудитора, разработанное под руководством В. Бринка — первого директора по исследованиям института внутренних аудиторов. Положение разъясняло, что помимо функций, связанных с бухгалтерским учетом и финансовыми вопросами, специалист внутреннего контроля также выполняет и функции оперативного характера.

К 1957 г. Положение было расширено и включало следующие положения:

  • проверку и оценку надежности, адекватности и применения бухгалтерского, финансового и оперативного контроля;
  • установление степени соответствия с принятой политикой, планами и процедурами;
  • установление степени сохранности активов компании;
  • установление надежности бухгалтерского учета и прочих данных, подготавливаемых внутри организации;
  • оценку качества выполнения установленных задач.

Положение в дальнейшем было неоднократно пересмотрено и дополнено в ответ на быстрое развитие системы внутреннего контроля.

Однако, несмотря на растущую роль системы внутреннего контроля, она рассматривалась как «продолжение» внешнего аудита: специалисты собственного контроля часто принимали участие в проверках отчетности внешними аудиторами или выполняли функции, связанные с бухгалтерским учетом. Таким образом, спектр их задач и ответственности был ограничен. К концу XX в. собственный контроль превращается в инструмент контроля за рисками, где его функции тесно переплетаются с функцией управления рисками.

Современный этап истории унификации требований к системе собственного контроля за деятельностью предприятий начался в 1985 г. в США, где при участии и на средства пяти профессиональных саморегулируемых организаций — американского института дипломированных независимых бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants, AICPA), американской ассоциации по учету и отчетности (American Accounting Association), финансово-административного института (Financial Executives Institute, FEI), института внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors, IIA) и института специалистов управленческого учета (Institute of Management Accountants) — была создана национальная комиссия по борьбе с недостоверной финансовой отчетностью — комиссия Тредуэя (названа по имени первого своего председателя Джеймса С. Тредуэя).

Выпущенный комиссией в1987 г. отчет содержал призыв к перечисленным ранее организациям объединить усилия по достижению договоренности об общих для всех основных понятиях собственного контроля. Рабочая группа под эгидой комитета спонсорских организаций комиссии Тредуэя (Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO) провела анализ существовавшей на тот момент литературы по собственному контролю. Результат этой работы был представлен общественности в1992 г. под названием «Интегрированная концепция внутреннего контроля» (Internal Control — Integrated Framework). Кратко этот документ принято называть концепцией COSO.

В 1992 г. основанный Лондонской фондовой биржей комитет под председательством Э. Кэдбери принял рекомендации по разработке требований к кодексу корпоративного управления, идентичные COSO. В 1998 г. Лондонская фондовая биржа издала объединенный Кодекс корпоративного управления, включивший в себя ранее разработанные принципы и требования.

В 1995 г. совет по критериям контроля (CoCo) канадского института дипломированных бухгалтеров опубликовал руководство по контролю в полном соответствии с принципами COSO. Кроме того, были детально разработаны 20 критериев эффективного контроля, разделенных на четыре категории: назначение, обязательства, возможности, наблюдение и обучение.

Наряду с этой концепцией в конце 1980-х — 1990-е гг. разрабатываются еще три концепции, призванные определить, оценить, описать и усовершенствовать внутренний контроль:

  • указание о рассмотрении структуры внутреннего контроля при аудите финансовой отчетности (SAS 55 от 1988 г.), утвержденное американским институтом дипломированных бухгалтеров с внесенными позднее изменениями (SAS 78 от 1995 г.);
  • доклад «Контроль и аудит систем» (SAC), подготовленный исследовательским фондом института внутренних аудиторов (1991 г.);
  • стандарт «Цели контроля при использовании информационных технологий» (COBIT), разработанный ассоциацией аудита и контроля информационных систем ISACA (1996 г.).